Рождённый быть художником

Измаил Ефимов

Измаил Ефимов

Его талант мог остаться нераскрытым. Он вырос в условиях далёкой марийской глубинки и сам признаётся, что талантливых людей на земле рождается много, но только единицы из сотен имеют возможность проявить свой природный дар.

Ему повезло – его задатки к изобразительному искусству заметили с малых лет, всячески поддерживали и оберегали как едва зажёгшуюся искорку.

Сейчас Измаил Ефимов член Союза художников России, заслуженный художник России, действительный член Гильдии геральдических художников, главный герольдмейстер при Президенте Республики Марий Эл. Имеет множество наград и дипломов. Его имя и творчество узнаваемо в масштабах не только России, но и за её пределами. Он участник многих российских и международных выставок изобразительного искусства.

Истоки

Измаил Варсонофьевич Ефимов родился в 1946 году в деревне Порандайкино Горномарийского района Марийской АССР, но детство и школьные годы прошли в населенном пункте с весьма оригинальным названием — выселок Революция. Некогда здесь располагался Вершино-Сумский Введенский женский монастырь.

С приходом советской власти монастырь был упразднён. На его месте образовалась сначала небольшая коммуна, ну а затем — колхоз, в чьи руки и перешло крепкое монастырское хозяйство. От былого остались монастырский парк, пруд, близлежащие дубравы. Монастырь располагался в живописных местах. Сочные зеленые просторы полей и заливные луга Присурья, аромат цветущих садов, запахи скошенной травы и спелых яблок — красота природы во всех её проявлениях была миром детства, формировала чувство прекрасного.

И сейчас художник с трепетом признаётся, что это дано было ему свыше как божий дар, ввиду того, что творческий человек способен чутко воспринимать окружающую его красоту, явления природы. В то же время огромным было и воздействие традиций родной культуры, живого фольклора, устного народного творчества. Марийские праздники и обряды были немыслимы без песен, танцев, шуток и прибауток, всевозможных сказаний. А во время веселья и торжеств человек преображается — выглядит красиво и достойно. Страна под названием «детство» до сих пор служит для него источником вдохновения.

Первые шаги

Вспоминая о своём творческом пути, Измаил Ефимов говорит, что он родился художником — насколько себя помнит, всегда рисовал. Уже в школьные годы, в начальных классах, осмысленно начал готовиться к поступлению в художественное училище. Мать будущего художника, Зинаида Николаевна, всеми возможными способами помогала сыну — доставала краски, карандаши, бумагу и, что самое главное, верила в его призвание. Семья жила очень скромно — как все крестьяне в послевоенные годы. Отец заведовал ветеринарным пунктом, мать была простой колхозницей. Денег в деревне не водилось. Но мать ездила на рынок, что-то продавала из личного подворья, и непременно заглядывала в магазины канцтоваров.

Дар художественного творчества Измаил Ефимов унаследовал по материнской линии. По отцу все мужики были технарями. Видимо, поэтому мать так благосклонно относилась к увлечению своего сына.

Начинал, как и многие другие — стенгазетное творчество, задания на уроках, копирование картин, попытки самостоятельно воспроизвести на бумаге окружающую природу. Художественные навыки достигались методом проб и ошибок. Сейчас он признаёт, что последних было больше и говорит, что и по сей день страдает комплексом исправления «ошибок». К сожалению, тогда учителя рисования, сами не имевшие профессионального образования, не могли дать будущему художнику верных установок, показать правильный путь.

Известность

В те годы в провинции все ещё сильны были традиции искусства передвижников, реалистические принципы в изобразительном искусстве. Преобладал иллюстративно-литературный подход к восприятию и изучению произведений искусства.

Как профессиональный художник Измаил Ефимов сложился в годы учёбы в Казанском художественном училище, а затем в мастерской монументальной живописи Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова. Природа его таланта реализовалась в самом сложном виде искусства — создании композиционных полотен с множеством элементов, связанных тематическим сюжетом и подчинённых определённой логике и стилю.

Впервые известность пришла к Измаилу Ефимову в 1979 году. Его работа «Провожают на фронт» обрела всесоюзную известность и открыла автору дорогу в будущее. В последующее десятилетие художник успешно воплощал на полотнах свои новые идеи, принимал участие в престижных выставках, завоёвывал заслуженные награды и звания.

Переосмысление творчества

В конце 80-х годов появилась возможность для настоящей свободы творчества. Художники получили доступ к современным тенденциям в изобразительном искусстве.

Предыдущий творческий опыт стал базой для формирования новой мировоззренческой позиции. Запас жизненных наблюдений, накопленных знаний в виде исторического, этнографического, фольклорного материала финно-угорских народов требовали новых форм творческого выражения. В результате появилась экспериментальная серия живописных и акварельных работ условно символического, абстрактного стиля.

Измаил Ефимов и дальше продолжил творческий эксперимент, желая найти новый язык, обновить свой творческий потенциал оригинальным стилем. Эта попытка дала результат в виде цикла тематических работ. В этот период было создано несколько самостоятельных серий.

В ходе творческого эксперимента художник более трёх лет не принимал участия в выставках и только после окончательного оформления новой концепции в своём творчестве решился показать эти произведения публике. Выставка состоялась в Хельсинки весной 1993 года, где было представлено около 30 акварельных работ. Тогда стало ясно, что это совершенно новое направление в искусстве с переплетением элементов архаики, язычества, космогонизма и модернизма. А название этому направлению — этнофутуризм — появилось несколько позже с подачи эстонских собратьев.

После выставки в Финляндии началась более целенаправленная, системная работа. К тому времени Измаил Ефимов обрёл собственный стиль, методику раскрытия образов, которые были в его фантазиях и внутреннем мире. С тех пор он участник многочисленных выставок и проектов в родственных финно-угорских странах и регионах России.

Последняя его большая работа «Зоо-мистерия», по мнению автора, промежуточный итог экспериментальных поисков.

Творческий полёт продолжается

Сейчас Измаил Ефимов продолжает работать в направлении этнофутуризма. Участвует в различных всероссийских и международных проектах. В мае завершилась крупная выставка в Таллинне, организованная в рамках мероприятий Евросоюза. Так, в современнейшем европейском музейном комплексе «KUMU» художник представил свыше ста работ.

С начала августа в Пермском крае стартует этнофутуристический фестиваль «KAMWA», где Измаил Ефимов планирует выставить серию своих новых работ.

В текущем году при поддержке редакции республиканской газеты «Марий Эл» увидел свет пока единственный альбом о творчестве Измаила Ефимова «Живопись. Рисунок. Геральдика», который он посвятил памяти своей матери. Альбом с репродукциями картин охватил почти весь творческий путь художника, хотя сюда не вошли многие его произведения, ведь значительная часть его картин находится в музеях и частных коллекциях по всему миру. Лучшие хранятся в фондах Музея изобразительных искусств Республики Марий Эл.

А его студия, расположенная в одной из высоток Йошкар-Олы, заполнена эскизами — здесь буквально витает дух новых идей.

Сергей Никифоров,
журнал «Финноугория. Этнический комфорт», выпуск 1.

Источник: ИЦ «Финноугория»

Leave a comment

Filed under Статьи

Добавить комментарий